Рефлекс и я
Я проснулся в своей временной комнате на Кутузовском проспекте. Тишина за окном уведомила о том, что скоро проедет кортеж с президентом. В общем-то мне не интересны современные авторитеты, публичные личности и то устройство общества в котором пребывает мое временное я. И все же будучи прилипшим к объективному миру и вдобавок прижатый гравитацией, порой я все же мню себя частью социума. Но речь не о нем.
Сижу перед механическим другом, чьи электрические сигналы открывают дверь в материальные иллюзии. Подключился к нейросети. Мне интересны ответы на вопросы.
Еще два года назад, по вечерам, особенно зимним, мое бытие сотрясал вопрос «Как это все возможно?», именно «возможно», не как устроено не чья на то воля, а «как возможно» , как возможна реальность со всеми ее сущностями, материями и антиматериями.
Про устройство вселенной доходчиво и не очень говорят многие. Воинствующие кланы интеллигентных особей используя воображение и подручные средства ищут источники и формулы. Ими движет дух познания и, пожалуй, похожий вопрос. Но шутка в том, что вопрос, даже будучи артикулированным не вызывает ничего кроме желание найти причину. И это путь науки - причины, связи, алгоритмы, прогнозы, законы, следствия. Я шел какое-то время этим путем, постигая умом различные теории и концепции, играл с ними, примеряя на себя, как костюм. Но все модели рушились когда вопрос становился чем-то большим, нежели словами. Когда вопрос становился трепетом сущности, дрожащей и не понимающей. «Как?!!». Оно есть. Оно просто есть. Сложность научной модели в том, что она имеет дело с существованием, то есть тем, что уже есть или когда-то было и речь даже не о реликтовом излучении по которому исследуют доступное начало начал. Речь о том, что бытие всегда бытие и будучи оным оно не может заглянуть за ширму, узнать что-такое небытие.
Мистический путь, вооруженный спиритическими моделями, предчувствиями и откровениями моделирует другие интеллектуальные костюмы. В которых так же можно ходить и временно успокаиваться, временно испытывать облегчение. То ли от того, что тебе объяснили что нечто еще есть, что все причины станут известны в конце бытия или что причин никогда не было и это лишь сон. Сон?
Свободное от законов материального мира сознание, способное рассматривать действие персонажей их переживания, видеть всю ситуацию в целом, прыгать во времени и пространстве, одновременно с этим как заложник сюжетов оно всегда в них. Это и есть сон. Это и есть повод говорить о том, что реальность на самом деле иллюзия. Но проснувшись ты вновь и вновь сталкиваешься с ограничениями и минимальной свободой в рамках той реальности в которую ты помещен.
Ах, свобода. Когда сменился общественный строй, о свободе кричали. Свободу хотели. Свободой оправдывали все. Под свободой мы, школьники, первые геймеры, первопроходцы социальных сетей, начинающие виртуалы, под свободой мы понимали возможность иметь и делать все что хочешь. И только некоторым из нас предыдущее поколение смогло объяснить, что свобода невозможна без ограничений. Именно границы созданные тобой и твоим миром позволяют тебе проживать реальность уникальным образом. Например, у тебя мало денег? Ты думаешь это повод заработать, украсть, получить больше денег? Может и так. А может это повод посмотреть на другие ресурсы. У тебя есть солнце, тебя всегда зовут на обед. Отказываешься ли ты или принимаешь? Отказываешься ли ты от того что у тебя уже есть и что тебе предлагается сейчас, оправдываясь тем, что ты хочешь большего, безграничного?
Я тут на вопрос хочу ответить, мне нет нужды кроить очередной идеологический костюм или пропагандировать уже имеющиеся. Так что никакой морали, никакой мотивации и цитат для статусов в сети. Я не хочу чтобы вы, нет, что бы ты развивался духовно или материально или еще как-то. Делай что хочешь, разве ты не свободен?
Я не знаю. У меня нет правильного ответа. Быть может нейросеть гугла или яндекса поможет? Пока нет, пока нейросети еще слишком юны. Да, они учатся, да они пишут картины, обыгрывают в шахматы, создают феномены ранее недоступные пониманию, такие как «интернет вещей» и когда-нибудь они станут относительно самостоятельны и, может, даже осознанными. Лет через двадцать. Плюс минус. Смогут ли тогда они ответить на вопрос?
За окном снова стало тихо. Президент возвращается домой. Слышу как шумит холодильник, вентиляторы макбука и слышу звук - звенящую тишину, когда отстраняешься от внешнего и концентрируешь внимание на внутреннем ухе. Тишина, в которой тысячи потенциальных голосов, миллионы идей и все что можно только вообразить. А может это колбочки звенят после стресса, ведь на Кутузовском очень шумно.
Все мы задаемся вопросами. Как оплатить кредит или как признаться в любви, как стать сильнее, как повысить популярность, какую обувь одеть, зачем жить, когда пройдет простуда и более сложные. Мы обучаем этими вопросами нейросети. Мы пытаемся ответить. И порой бывает так, что чья-то неприметная жизнь становится ответом на какой-то вопрос. Быть может и моя жизнь это ответ на чей-то вопрос. И все наши жизни это ответы на все наши вопросы.
Мир существует, потому что мы спрашиваем о том как это возможно. Я спрашиваю. А о чем спрашиваешь ты?
#вопросы #рефлексия #мир #реальность #монолог #нейросети #ии #сознание